Поиск
Мы в соцсетях




"Царь"
"Tsar"
Производство: Профит-Синема / СПЛ фильм, Россия, 2009
Режиссер: Павел Лунгин
Актеры: Петр Мамонов (Иван Грозный), Олег Янковский (Митрополит Филипп), Юрий Кузнецов (Малюта Скуратов), Иван Охлобыстин (Вассион), Александр Домогаров (Федор Басманов), Вилле Хаапасало, Алексей Макаров, Анастасия Донцова, Рамиля Искандер.
Продолжительность: 116 минут.
Жанр: драма / биография / исторический
Ограничение по возрасту: до 14 лет
Индекс фильма: "Б14" - фильмы, которые детям до четырнадцати лет рекомендуется смотреть вместе с родителями
Тема показа: Грешники и праведники
Показ в клубе: 2009-11-18 2009-11-18

XVI век. Темные времена. Правление Ивана Грозного. Русь растерзана голодом и ливонской войной. Царю во всем мерещатся измена и предательство. Его верные слуги, опричники, залили страну кровью. В каждом они готовы увидеть государева врага. Главный закон для них — царь. Единственный, кто пошел против царской воли, — митрополит Филипп.

Поединок царя Ивана Грозного — параноика, поэта, великого грешника и государственного деятеля, и митрополита Филиппа — праведника-храбреца, стал великой драмой истории.

Новая роль Петра Мамонова. Последняя роль Олега Янковского.

Казахстанская премьера: 2009-11-12 2009-11-12


Российская премьера: 2009-11-04
Ссылки: film.ru

Новости:

Рейтинг: 4.07. Проголосовало: 3676.
Рецензии

Мнения авторов, высказываемые ими в рецензиях к фильму, могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Царь о противостоянии власти и духа. И эта мысль так очевидно и прямолинейно подана.
Власть с ее парафиналиями и жестокостью, прихлебателями. Дух с Божьим провидением и мистикой. А в рельности противостояние двух людей, одинаково сильных, одинаково одиноких, и ни у того ни у другого нет истинных последователей и соратников, ни тот ни другой не смогли спасти или удержать девочку, как символ народа, хотя и тот и другой хотели приручить ее.
Она идет своим путем- путем справедливости, желания спасти невиновных. Она не боится ни власти, ни смерти, ни силы, ни привязанностей. Она постоянно ускользает и от власти и от духа, единственный положительный герой в фильме.
А вообще то слишком много смерти, насилия.
Galina, 2009-12-29 00:00:00.0
Разочарование.
А что хотел сказать нам Павел Лунгин? Если разбирать по косточкам, то это фильм-скандал. В нём веры нет. Здесь гибнут все. Маленькую девочку с иконой в руках убивает разъяренный медведь. Жестокость Царя, милосердие священника приводят людей к одному – к плахе. Здесь всеми правит страх предательства, страх перед изменой. И веры нет. И тот, кто верит , - погибает (Митрополит).
В финале фильма вопрошает Царь: «Где мой народ?». Но его и в фильме нет. Есть служители церкви, воеводы, опричники, палачи, шуты - в общем, слуги Государя. А где, действительно, народ? Хотя бы одно лицо человека из народа кто-нибудь видел?
В фильме Лунгина «Остров» я видела человека с его страхами, совестью, сомнениями, верой или безверием. Для многих этот фильм стал, как глоток свежего воздуха. После него многие могли сказать: вот как надо жить, вот что надо ценить. Всё казалось просто и ясно.
Что же теперь с нами делает автор? Может, ждёт определённого эффекта, шока? Судя по некоторым высказываниям, он этого добился.
Помню, очень давно смотрела один югославский фильм. Название его обещало историю о любви и, как говорится, посмотреть его советовали. Повествовал он примерно об этом же времени. Изучая в Университете юридические науки и историю законов и наказаний, я как-то прохладно относилась к фразам «гильотина», «четвертование» и т.п. Всё это казалось не более, чем просто словами. Но когда в этом фильме так реалистично было показано, как человека сажают на кол, втыкают этот кол в землю и этот уже почти пробитый насквозь человек просит хрипящим голосом его убить, то… Не знаю, как другие зрители, но после этого сеанса я выходила на оживленные улицы любимого города, светило тёплое солнышко и я радостно в душе кричала: «Как хорошо, что мы живём в другое время!».
Но учитывая нынешнюю обстановку, и даже время года – такое холодное и промозглое, то назвать фильм «Царь» просто жестоким – это мягко. Он ведь почти беспросветный. Вспомните сцену в храме, когда Грозный отдаёт Митрополита на растерзание. Перед тем, как развернуться и уйти, он бросает взгляд. И пусть это взгляд хладнокровного самодержца, но должна была промелькнуть в этих глазах хоть какая-то искра человеческой боли и раскаяния за бессилие перед собой и перед обстоятельствами. Мне, как зрителю, это нужно! (А, может, просто Мамонов не смог это сыграть?).
Зачем нам сейчас такое кино, которое разрушает наши души и не оставляет нам никакой надежды?
А, может быть, Лунгин рассматривает историческую фигуру царя именно в условиях войны? Разве не палачом становится правитель, который дабы защитить свою землю и людей, отдаёт приказ уничтожать врага? И уничтожать каждого, кто врагу помогает? И людям приходится убивать - даже против своей веры! Потому что: или ты, или – тебя. В стороне от войны остаться трудно. И каждый становится или погибшим или убийцей и это, действительно, страшно. Здесь есть отчего сойти с ума. (В этом контексте на ум приходят еще две фигуры правителей во время Второй Мировой войны, один из которых нападал, а второй защищал свою страну. Обоих считают убийцами…).
К чести югославских кинематографистов, их жестокий фильм (о котором я упоминала выше) заканчивается торжеством любви!
«Царь» Павла Лунгина. Костюмы, грим, работа актеров, гнетущая музыка – достойно! Но хотелось бы в конце не чёрных и голодных псов, а проблеска и света!
D.M.M., 2009-12-02 00:00:00.0
Я заболела после этого фильма...Очень тяжело.И зачем же повторять исторические банальности? Перелистала Карамзина,Ишимову,Ключевского,до Соловьева руки не дошли.
Но ведь есть другая точка зрения на эпоху грозного и его личность! В Питере выходит газета "Православная Русь", редактор Константин Душенов.Несколько лет назад там была очень интересная публикация, кажется Льва Тихомирова. Грозный -тоже оклеветанный царь, как и все русские цари.Все, что сделано его врагами , приписано Грозному, история искажена и подчищена
У меня есть книжечка "Сочинения Ивана Грозного", изданная метафизической лабораторией при университете С-П.Там такая высота духовная! И все это никак не соотносится с тем, что сделали Лунгин и Мамонов. Бог им судья.
Да, ксати, у православных было такое мнение - в случае несправедливого суда надо заказать панихиду Грозному царю - поможет.
Потрясли два эпизода - с каким азартом включаются иноземцы в истребеление чужого народа.Молодой немец, вроде бы и добродушный, вместо мельниц напридумывал пыточных машин.да еще на Великого Леонардо сослался. Великий Леонардо тоже был озабочен как больнее мучить человека?!
И очень правдива "царица" -чересская княжна из рода Темрюковичей, специалистка по лютости. Тут уж я поверила Лунгину, это он
молодец.
Валентина, 2009-11-27 00:00:00.0
Фильм «Царь» жестокий и суровый, много кровавых сцен, но иначе воспроизвести эпоху пыток и казней невозможно. Ещё один интересный штрих к данной эпохе, обозначенный режиссёром: гнилые зубы, грязные тела и темень в помещениях, освещённых свечами! Никогда не задумывалась, а ведь так оно и было. И здесь сразу хочется отметить замечательную операторскую работу Тома Стерна, который великолепно владеет светом, он чувствует его как никто другой, (Том Стерн почти двадцать лет работал осветителем), он «рисует светом», а свет — основное «орудие» операторского искусства. Вообще, всё операторское мастерство проявляется только в одном: есть ли в картине чёрный и белый цвет, а «Царь» наполовину построен на чередовании белого и чёрного. То чёрные люди или обезглавленные куры на белом снегу, то белые лица в темноте, то митрополит Филипп в белом цветущем саду, то Иван Грозный в не освещённых пыточных камерах… В фильме много крупных планов, которые помогают понять эмоциональное состояние героев, но иногда оператор с помощью пластики использует общие планы, показывая эмоции ещё с большей выразительностью. Видно творческое содружество оператора, режиссёра и художников. Да и Павел Лунгин удивительно чувствует изображение и доверяет оператору, что самое главное. Наверное, каждому режиссёру хочется иметь своего оператора. Например, Том Стерн с 2002 года стал постоянным оператором картин Клинта Иствуда. Постоянство Павла Лунгина в отношении операторов тоже просматривается. Оператор Денис Евстигнеев (фильмы «Такси-Блюз» и «Луна-парк»), оператор Андрей Жигалов, который, к сожалению, умер в 2007 году, (фильмы «Ветка сирени» и «Остров»), говорят о поиске «своего» оператора. Думаю, что режиссёр стремится к достоверности, тем более что консультантом у него был писатель и богослов Александр Дворкин, который защитил диссертацию «Иван Грозный как религиозный тип». Он сыграл в фильме роль архиепископа Пимена. При этом претензий к режиссеру и консультанту фильма по поводу исторической достоверности множество. Но есть разные уровни прочтения художественного произведения, и чем глубже прочтение, тем менее важны исторические анахронизмы. Фильм не о жизнь Ивана Грозного, а о противостоянии двух характеров - Ивана Грозного и митрополита Филиппа, о противостоянии добра и зла, показана психология власти и соотношение власти земной и власти небесной, показана драма верующего человека. Фильм заставляет задуматься, откуда мы пришли и куда можем зайти. Причём это касается не только России, проблема-то глобальная. «Мне кажется, человечество зашло в тупик. Пришло время остановиться и подумать.… Подумать о вопросах вечных и существенных, метафизических, одним словом. Кто мы и откуда?» - говорит Павел Лунгин.
Очень сильный актёрский состав. Интересно, что в фильме играли православный христианин Петр Мамонов, который у Лунгина снимается уже в третьем фильме (Такси-Блюз, Остров, Царь), священник Иван Охлобыстин, богослов Александр Дворкин. И, конечно, такого яркого актёрского дуэта как Янковский - Мамонов давно было. А для Олега Янковского, сыгравшего митрополита Филиппа, человека, который сумел отстоять свою великую веру, роль стала прощальной. Было ощущение, что сам актёр наполнился этой верой. И я вспомнила, что в одном из своих интервью Павел Лунгин рассказал о своей встрече с Андреем Тарковским в Париже, и на вопрос, «как же стать художником?», Андрей Тарковский ответил: «в Бога поверишь – станешь!»…
КНК
КНК, 2009-11-25 00:00:00.0
Фильм хорош многим.
Вызывает много эмоций, мыслей, вопросов.
Великолепная работа Петра Мамонова (с надрывом как у Высотского). Достойная последняя роль Олега Янковского.
Фильм о царе, о родине, о вере, О власти одного человека над другим. О власти долга и предназначения, о власти.
Последняя сцена : набат - (сигнал к сбору людей в случае тревоги или бедствия),у "хитрого" Лунгина- к веселью. Царь(П.Мамонов)почти шепотом :"Где...мой народ?" В пустоту.
Н.В., 2009-11-22 00:00:00.0








Плати без комиссии!
Мы принимаем
Опрос

На что вы в первую очередь обращаете внимание при выборе фильма?











Наши партнеры


Нас считают


Яндекс.Метрика