Поиск
Мы в соцсетях


Утомленные Михалковым-2

Киноклуб Олега Борецкого

Статья Олега Борецкого

"Утомленные Михалковым-2"

Новая эпопея «Утомлённые солнцем-2:Предстояние» в формате «3Т» (Товарищество.Труд.Творчество) стартовала тысячью копий за две недели до 65-летия Победы. Продолжение фильма, и тоже 3-х часовое, под названием «Цитадель» выйдет осенью. Что же предлагает зрителю Никита Сергеевич после долгих 4 лет работы.

Если в целом оценивать результат ( по-сути, а не на зрительском уровне: понравилось/не понравилось/так себе), то Михалков снял «новорусский лубок», в котором собрана мешанина из символов, клише и заимствований с обязательной претензия на «русский характер», который изначально должен играть сам Михалков, иначе зачем снимать кино?! Впрочем, по большому счету, кино Михалков тоже не снял: в «Предстоянии» нет ни художественной идеи, ни вкуса, ни стиля (его Никита Сергеевич уже давно потерял). Это называется «поздний Михалков». Целостность (если она вообще предполагалась) распадается на ряд эпизодов и сцен, которые не спасает ни массовка, ни декорации, ни звук, ни даже добротная местами игра актеров. Дело совсем не во временных перескоках из 41 в 43 и обратно, а в ясности замысла.

Что хотел сделать Михалков? Ответ на «Катынь» Вайды? На «Спасение рядового Райана», которое любит упоминать? Так ответ не дотянул ни до того, ни до другого. У Спилберга и Вайды были хотя бы концепции. Исторической реконструкцией фильм тоже не назовёшь, да и не ставил такую задачу Михалков, хоть и пытался раскопать «новые душераздирающие факты». Остается одно: перед нами народный миф, а точнее именно тот михалковский лубок, который этим мифом притворяется.

«Предстояние» – зеркало путинской эпохи, циничной и неискренней. Идеологема этой эпохи проста: похоронить «отца всех народов» и взрастить богоискательскую вертикаль. Михалков отработал эту идеологему блестяще. Сталин – монстр и чудовище, кошмарный сон Котова ( с него и начинается фильм). А выжить и победить можно только с молитвой на устах, ну и со словами ё…т…м, конечно. Молитва, кстати, представлена на любой вкус – христианская, мусульманская, самодеятельная. Кич начинается уже тогда, когда Михалков превращает Дюжева в скомороха, а Гармаша в батюшку, который крестит дочь Михалкова в воде на немецкой мине, отдав ей свой крест и уходя под воду как Ди Каприо в «Титанике».

В кино есть Правда и правдоподобие. Правда – нравственная истина и здесь я Михалкову не судья. Правдоподобие – убеждает/не убеждает. Девочка-цыганка танцует (пусть даже из страха) после того, как у неё на глазах расстреляли её семью, а 19-летний обугленный паренёк перед смертью хочет увидеть женскую грудь. Что ещё предложит нам режиссёр, убеждая, что это было? Какие ещё факты отроет?

Михалков собрал самых-самых актёров, но играть им в своём, а не в михалковском стиле, не пришлось. По большому счету, от Меньшикова я давно уже ничего не жду, а остальные, от Толстогановой(которая подменила Допкунайте) до Маковецкого, сыграли как требовала роль – ничего особенного. Талант выжил только в двух местах: в крошечном эпизоде с «евреем»-Гафтом и в сценах с лейтенантом-Евгением Мироновым.

Фильмов о войне огромное число. Памятных и любимых. Но если уж мерить эпопею Никиты Сергеевича, то картинами релевантными, по масштабу, замыслу и потрясению. Я назову три таких великих фильма. Монументальное полотно «Освобождение» Юрия Озерова, «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука и «Иди и смотри» Элема Климова. До них Михалков не дотянется никогда, ни первой, ни второй, ни десятой частью. Потому что, ни бюджет, ни масштаб, ни спецэффекты никогда не заменят Талант. Печально то, что живучесть Михалкова ( как и его героя комдива Котова в фильме) поразительна. Он медленно и постепенно стал иконой российского кино. Михалков как мера всех вещей. Теперь уже и войны.

 

Киноклуб Олега Борецкого

 

 



Плати без комиссии!
Мы принимаем
Опрос

Как вы отнесетесь к авторизации через социальные сети при рецензировании фильмов на сайте kino.kz?






Наши партнеры


Нас считают




Яндекс.Метрика